Главная Обзор новостей Новости Союза Казаков России Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого

Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого

Толерантность
Русская школа / 16.07.2019


Горькая реплика о региональной воспитательной политике …

На днях сотрудница регионального института развития образования обратилась ко мне с просьбой срочно помочь ей по требованию отдела воспитания регионального министерства образования в пожарном порядке представить ей почему-то три (!) предложения по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма. Будем честными, молодёжный экстремизм (и политический, и религиозный, и национальный, и социально-протестный) в нашем Отечестве расцветают и набирают силу, несмотря на все профилактические усилия. То футбольные фанаты кого-то избивают, то бесчинствуют татуированные подростки в майках с символикой молодёжных банд, то в приморском Геленджике подростки устроили ночной погром кинотеатра в центре города. Коль вся эта мерзость прогрессирует, то тревога региональных властей понятна и оправданна.

Общаясь на курсах повышения квалификации с сегодняшними учителями, школьными психологами, социальными педагогами и заместителями директоров школ по воспитательной работе, понимаешь, что они тоже в наибольшей степени озабочены геометрически нарастающими социальными проблемами и болезнями, стремительно поражающими подростков и молодёжь. Подростковая и молодёжная наркомания, алкоголизм, ранние беременности, всплеск немотивированных самоубийств, неокриминализация, экстремизация молодёжи стали обыденными явлениями. А воспитательная работа сводится, как правило, к профилактике этих социальных болячек  в виде неких профилактических мероприятий (бесед, классных часов, разовых акций и развешивания социальных плакатов типа «антинарко», «антиСПИД», «антитеррор» и т.д.). Эффективность этих мероприятий, как правило, ничтожна и напоминает действия неквалифицированного врача, пытающегося лечить серьёзные глубокие системные заболевания пациента путём борьбы с внешними проявлениями заболевания в виде прыщей и сыпи. Между тем внешние проявления молодёжных социальных проблем порождены серьёзными и глубокими системными социальными болезнями, которые разовыми поверхностными профилактическими мероприятиями не лечатся.

Поскольку меня ограничили тремя предложениями, я постарался вложить в них, на мой взгляд, самое существенное, с чего следует начать эту работу. Они таковы.

1. Отказаться от провоцирующей пропаганды толерантности, мультикультурализма и конфессиональной и этнической лояльности как установкам, противоречащим Стратегии национальной безопасности России, принятой в декабре 2015 года, и перестать безумно и бесконечно муссировать тему терроризма, экстремизма и радикализма как провоцирующую эти мерзости.

2. Вместо этого вести воспитательную политику на основе прививания детям и молодёжи чувств уважения и дружбы к людям иных национальностей и иных традиционных (!) вероисповеданий. Основываться эта воспитательная политика должна на едином фундаменте, имя которому общероссийский патриотизм. Организационно это проще всего делать через создание сети клубов интернациональной дружбы и центров национальных культур.

3. И наконец-то 90% сил, времени и денег следует тратить на пропаганду и взращивание добродетелей и традиционных ценностей, а не на профилактику мерзостей и пороков, в результате чего эта профилактика превращается в их рекламу, ибо любой порок имеет свойства привлекательности, приятности и лёгкости в усвоении.

Любая другая воспитательная политика приведёт только к ухудшению ситуации.

Что мы получили в ответ? «Это не то». «Это нельзя показывать». «Это вызовет гнев высшего руководства».

А потом я заглянул на сайт регионального министерства и загрустил, увидев перечень рубрик в разделе «Воспитательная работа». Вот только некоторые: «Профилактическая работа», «Нормативно-правовые документы», «Антинарко», «Безопасность образовательных учреждений» «Гражданское население в противодействии терроризму». Не спорю, об этом должна идти речь. Но отсутствие рубрик о духовно-нравственном воспитании, о трудовом воспитании, о межнациональном и межконфессиональном воспитании вызывает недоумение и тревогу. Патриотическое воспитание сводится к рубрике «Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы».

Как будто не было слов Президента страны о традиционных ценностях, как будто не была принята Стратегия национальной безопасности с её утверждением, что «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

А мы всё бесконечно про антинарко, антиСПИД, антитеррор, антиэкстремизм, антисуицид. Может всё-таки пора сместить доминанту на утверждение доброго и светлого. Сколько можно ежедневно о мерзостях? Они ведь от этого торжествуют и утверждаются в своей неуничтожимости.

 

Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Института развития образования Краснодарского края, Екатеринодарской духовной семинарии

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 4328101