Главная Обзор новостей Другие новости Сколько жертвовать на храм?

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы «Всех скорбящих Радосте с грошиками»…

Этот образ прославился в 1888 году в Петербурге, когда во время грозы в часовню ударила молния — прямо в то место, где стояла икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Но икона осталась невредимой, к ней лишь прилепились медные монеты (грошики) из разбитой кружки для пожертвований. Кроме того, прежде закопченная икона обновилась и посветлела. После этого у иконы произошло несколько исцелений неизлечимо больных. К какому обновлению нашей жизни призывает нас Божия Матерь, какой свет открывает нам Ее чудотворный образ? Что хочет сказать нам Господь, от чего исцелить?

Перед нами — грозное и поистине пророческое, освещающее смысл всего происходящего событие накануне апокалиптического XX века! Скоро страшная гроза обрушится на нашу Церковь. Но, несмотря на небывалые разрушения, Церковь обновится и просияет для любящих Бога еще светлей. Молния ударяет в часовню, попаляя все ее великолепие и богатство, оставляя в неприкосновенности только этот образ с прилипшими к нему медяками.

В праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками» читается обычное Богородичное Евангелие. Но глядя на чудо, явленное через эту икону, невольно вспоминаешь другое хорошо известное нам Евангелие — о вдове, которая больше всех положила. Так просто это повествование, так легко для понимания, и так оно правдиво, так говорит всю правду! Мы видим два типа людей: с одной стороны — книжники и богатые люди, с другой — бедная вдова. Христос выносит суровый приговор фарисеям. Они лицемерны, тщеславны, любят почести и первые места. Они наживаются на «малых сих» и на бедных.

Мы видим в Евангелии, как они важно проходят перед всеми, бросая огромные суммы в «церковную кружку». Но Господь не удостаивает их ни единой похвалы. Его внимание привлекает вдова, которая робко и неприметно кладет в сокровищницу две монетки. Богачи величавы и надменны, вдова — смиренна и правдива. На память приходит притча о мытаре и фарисее. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — молится фарисей. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 11, 13). С одной стороны — самовозвеличивание, с другой — подлинное смирение. С одной стороны — много денег, опущенных в сокровищницу (количественно), с другой — несколько монеток, почти ничего (но какого качества!). Глядя на этих богатых, которые «клали много», невольно думаешь: какие они щедрые! Их имена выделяются среди прочих жертвователей, они торжественно поминаются за каждым богослужением. А в некоторых наших общинах запечатлены при входе в храм золотыми буквами на мраморных досках. Вдова же и все бедные, которые кладут на тарелочный сбор очень мало, никогда не увидят свои имена где-то написанными.

Но Бога не обманешь. Вот о чем напоминает это Евангелие. Бог видит, кто истинен, а кто нет, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Он испытует сердца. Количество не производит на Него никакого впечатления. Качество и щедрость сердца — да! «Эта вдова больше всех положила», — говорит Христос. В книге, где Бог записывает имена жертвователей, они находятся во главе списка. Большой вопрос — будут ли там имена богатых, которые, по правде говоря, практически ничего не положили. Они ничего не дали на храм, кроме некоторых своих излишек. В то время как вдова отдала последнее. Господь уточняет это и подчеркивает: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Она все отдает. Отдавая, она рисковала своей жизнью, брала на себя риск остаться совсем без пищи — то, без чего человек не может жить.

То же самое было со вдовой из Сарепты Сидонской, которую пророк Илия встретил при входе в город. У нее осталась только «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине». Почти ничего — для ее больного сына и для нее самой. И это почти ничего она дает пророку, доверяясь слову, которое он говорит ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет». Мы находимся в самом центре Евангелия. «Сберегший душу свою (то есть жизнь свою) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — говорит Христос. Две вдовы — одна из Сарепты Сидонской, другая в Иерусалимском храме — и великое множество безвестных вдов, бедных и скорбящих готовы отдать не только то, что у них есть, но всецело отдать себя. Они рискуют своей жизнью. Но Бог принимает их и бдит над ними. И Пречистая Божия Матерь в чуде, явленном во время грозы, берет их под Свой покров.

Самоотдача, к которой зовет Спаситель и Пречистая Его Матерь, не обязательно может осуществляться в грозных событиях, ей не нужно быть непременно в зрелищных жестах, в общественном месте. Прежде чем пришел час нашего главного испытания, эта самоотдача должна воплощаться в каждодневных и простых действиях, которые требуют много любви. Искренне заботиться о счастье и благополучии тех, кого Господь поставил на нашем пути, не отворачиваться ни от кого, кто тянет к нам руку, прося о помощи, давать не скупо, а щедро из того, что мы имеем, — с готовностью отдать и то, без чего мы сами не сможем обойтись, — это и есть наше участие в сегодняшнем празднике. Это и есть начало нашего приобщения Господу, Который отдает Себя нам без остатка, и тайне Пречистой Его Матери, Заступницы нашей, подвигу всех святых. Только отдавая себя, можем мы обрести то, ради чего любовью Божией мы вызваны из небытия, — жизнь вечную, благодать самоотдающей любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: Русская народная линия.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Войсковая икона Союза казаков России

Преподобный Иосиф Волоцкий

"Русская земля ныне благочестием всех одоле"

Наши друзья

 

 

Милицейское братство имени Генерала армии Щелокова НА

Статистика
Просмотры материалов : 3447127