Несгибаемый витязь Русской идеи и его наследие

 

«Совершим с твёрдостию наш жизненный подвиг. Дарование есть поручение. Должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия»


Е.А. Баратынский

Вот и минуло уже пятнадцать лет со дня убийства Товарища Верховного атамана Союза казаков Владимира Владимировича Наумова. Казаки и в целом все патриотические силы нашей многострадальной Родины с болью в сердце восприняли эту утрату. В многочисленных некрологах и иных последовавших публикациях известные наши современники именовали погибшего отставного полковника разведки крупным аналитиком, дальновидным политиком и главным идеологом возрождения казачества. Особо был отмечен его блестящий публицистический талант.

Главный редактор «Русского вестника» А.А. Сенин поставил его в один ряд с лучшими публицистами России: М.Н. Катковым, М.О. Меньшиковым, В.В. Кожиновым, Э.Ф. Володиным и др.

Отдавая дань патриотическим убеждениям и удивительной энергетике погибшего, о нём писали, как о герое, лидере и духовном вожде казачества, богатыре мысли и духа, рыцаре православной Руси. Последний эпитет, разумеется, в определенной степени неточен. Так уж исторически сложилось, что не рыцарями одиночками западного типа, а ратями и дружинами витязей было издавна славно наше Отечество. Но не это главное.

Важно, что ныне с вышедшим в 2012 г. и уже давно ставшим библиографической редкостью сборником работ В.В. Наумова и воспоминаний о нем «Белый крест» теперь можно ознакомиться и в т.ч. скачать на официальном сайте Союза казаков (allcossacks.ru). Эта книга примечательна обилием метких фраз её автора, давно заслужившими право стать крылатыми выражениями и разойтись на эпиграфы. Вот лишь несколько примеров из их множества:

«вот вам по ходу дела и тест на определение врага государства: ненавидит, боится казачества – определённо вредитель»;

«вечная Россия – это единение в ней всех живших, всех живущих и всех, кто будет жить»;

«крах Великой России, её гибель повлекут неминуемо гибель великого русского народа и других народов, многие столетия развивавшихся в едином российском доме»;

«для того чтобы исправить положение, достаточно совокупной воли всего трех-четырех процентов Русского народа. Враги это знают, этого боятся и торопятся уничтожить любые объединяющие русских людей начала. Под ударом сегодня Русская Православная Церковь, Армия, ФСБ»;

«Россия – цивилизация сама по себе, и каждый народ, входящий в эту цивилизацию, до сих пор воспринимается окружающим миром как часть русского народа и действительно несет на себе неизгладимый отпечаток России и русскости».

В представленных в этом сборнике публикациях читателей ожидает блестящий анализ внешне- и внутриполитической ситуации тех лет и прогнозы её развития на ближайшую и более отдаленную перспективу. Многие из них уже сбылись. При этом их автор вовсе не стремился выступать в роли пророка и писал о себе следующее: «прошу не судить меня строго, ибо по роду деятельности, я не писатель и не публицист. Я солдат Империи, русский офицер, донской казак, православный человек».

В основе его безукоризненной аналитической работы лежало не только внимательное изучение текущей ситуации в стране и мире, но также богословских сочинений, исследований виднейших отечественных историков, а также трудов И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, Л.А. Тихомирова и многих др. авторов. Поэтому вице-президент Академии геополитических проблем К.Н. Соколов и отмечал присущую В.В. Наумову энциклопедичность знаний и умение ясно видеть сущность любой проблемы. Эти, неоднократно отмеченные, знавшими автора соратниками и так ярко проявленные им в своих работах, качества свидетельствуют о незаурядном уме их обладателя. Для понимания природы подобной интуиции и умения в кратчайшие сроки и критической ситуации блестяще анализировать динамично меняющуюся реальность, достаточно ознакомиться со ставшим уже классическим исследованием Б.М. Теплова «Ум полководца».

Особо стоит отметить стремление В.В. Наумова отнюдь не поражать читателей своей эрудицией и даром интуиции, а вселять в них уверенность в победу, предостеречь от ошибочных воззрений, мобилизовать на решительные действия, стройно излагать аргументацию и сделанные предположения. Так, размышляя о распространённости в современном мире аналитических прогнозов, он не только предупреждает своих читателей о недоступности для обычных обывателей серьезных и объективных работ подобного рода. Лаконично перечисляя цели использования аналитических прогнозов в информационных войнах и формулируя рекомендации по отношению к ним, он фактически выступает в роли педагога.

Особо хочется остановиться на рефреном звучащих в публикациях В.В. Наумова двух концептуальных проблемах: лидерства патриотических сил и Русской идеи.

Будучи православным человеком и убеждённым сторонником монархии, он искренне полагал, что новые лидеры и вождь патриотических православных сил в России вскоре появятся отнюдь не благодаря чуждой по духу прессе и телевидению. По его убеждению, этому событию должен предшествовать не некий стихийный порыв, а серьёзная организационная работа. В.В. Наумов искренне считал, что новые лидеры могут проявиться лишь в среде национально мыслящих соратников и вероятно изначально будут неизвестны широким слоям населения. Он писал: «время требует появления вождей», неоднократно возвращался к этой проблеме и вновь констатировал: «народ истомился», «общество сегодня пассивно ждет вождя». Он и сам, разумеется, очень ждал «… этого русского человека» и утверждал, что уже «пришло время готовить приход Русского Православного вождя» при появлении которого «армия быстро преобразится».

Ещё одной важнейшей проблемой, не раз и не два поднимаемой В.В. Наумовым в своих статьях является судьба Русской идеи, о которой он в частности писал следующее:

- за последнее время её удалось «размыть, подменить, затрепать … до неузнаваемости»;

- «народ и государство без национально-государственной идеи обречены, а вместе с ними, как это ни странно, обречены и кровососущие паразиты»;

- «только с этой идеей возможно наше выживание и дальнейшее движение в будущее»;

- «время торжества русской национальной идеи близится».

Он искренне верил, что «в наших силах приблизить час торжества русской идеи» и раскрывал перед читателями глубоко человечную суть и «народность русской идеи в созидании, а не в разрушении веками нажитого».

Будучи в 90х – начале 2000х гг. лидером патриотического авангарда русского народа – казачества и офицерства он взял на себя смелость предположить, что в числе спасителей Отечества от новой Смуты будут не только предсказанные И.А. Ильиным монах и солдат, но также и казак. Так ли это покажет будущее. Пока же можно признать, что явное стремление поддержать национальный девиз и звучащую в веках Симфонию Русской идеи (смотри одноименную работу автора статьи) в широких слоях казачества отчетливо не просматривается. Причиной тому видится отсутствие соответствующей информации у большинства, пренебрежение и некий спазм от напряжения при ознакомлении с данной проблематикой у части осведомлённого и утомлённого суетными заботами меньшинства. В этой связи остается лишь в очередной раз напомнить следующие слова В.В.Наумова:

- «вопрос: жить или не жить русской идее? – предполагает один ответ: да, жить! Однако всем нам теперь придется подтверждать это «да» ежечасно, может быть, не жалея живота своего за други своя»;

- «чем больше наших соотечественников будет исповедовать русскую национальную идею, тем больше гарантий у нас всех выжить, выстоять, победить»;

- «дальнейшие проявления нашей уступчивости, мягкотелости, всепрощения и всепонимания приведут Казачество и Государство к новой национальной трагедии».

Стоит также отметить, что В.В. Наумов указывал на необходимость овладения высшими знаниями, которые сохраняются и приумножаются: «в среде патриотического офицерства, имеющего представление о формах, средствах и методах управления процессами в обществе, знающего механизмы защиты от информационной, экономической, идеологической агрессии» и «накапливаются в среде истинно русского православного духовенства в монастырях». Одновременно он резюмировал: «носители знаний есть. Теперь дело за их распространением». В этой связи хочется верить, что изучение публицистических и аналитических работ В.В. Наумова займёт в подготовке молодых казаков достойное место. Представляется, что этому может поспособствовать не только разработка соответствующих методических рекомендаций и планов работы Союза казаков, но также и дополнение Статуса медали «Товарищ Верховного Атамана СКР В.В. Наумов» нормой об изучении наследия этого выдающегося идеолога современного казачества.

Завершая повествование, хочется отметить, что на страницах содержание упоминавшегося сборника «Белый крест» вдумчивый и мыслящий читатель-патриот найдёт немало иной важной и полезной информации. В частности на страницах этой замечательной книги изложен детальный анализ ситуации в стране и мире, а также прогнозы её развития и рекомендации к действию. Есть в этой книге также и такие строки, написанные В.В. Наумовым, которые иначе, как молитвой патриота о даровании России вождей, и не назовешь:

«Господи! Просветли разум моего народа, дай ему возможность увидеть врагов своих коварных, приготовившихся уже рвать на части извне и изнутри живое тело нашего Отечества. Царица Небесная! Пошли нам вождей для защиты Дома Твоего – России. Господи и Пресвятая Матерь Божия! Вразумите и укрепите нас».

Прямая ссылка на книгу В.В. Наумова «Белый крест»: http://www.allcossacks.ru/index.php/2010-06-03-23-14-17/52-2010-06-03-19-21-09/1583--q-q

 

Соклаков А.Ю., заместитель Верховного атамана Союза казаков по науке и просвещению, профессор Академии военных наук